«Маркетплейс запчастей 2023»
Исследование eCom в сегменте aftermarket
Выпуск 1 «Границы исследования»
Статистика предоставлена Aftermarket-DATA ©. Аналитическое агентство является частью экосистемы ВИН-КОД.РФ | Win-Sto.ru. В общей сложности на площадке работают более 1.500 магазинов запчастей и НСТО. Годовая аудитория портала составляет ~ 4 миллиона уникальных пользователей, из них 9.000 посещают платформу ежедневно (профессиональное сообщество). Aftermarket-DATA © собирает данные из открытых интернет-источников, делает регулярные опросы клиентов, сотрудничает с крупнейшими игроками Рунета, например, с Avito Авто. Полученный материал фильтруется через призму собственной статистики. Таким образом получается релевантный и независимый анализ рынка.
Aftermarket-DATA © — победитель премии
«Мировые автокомпоненты 2021»
основатель платформы для автосервисов
аналитическое агентство
Данное исследование нацелено на улучшение понимания модели продаж, особенностей ассортимента, логистики, и инструментов продвижения автозапчастей в канале онлайн. Мы будем рассматривать следующие сегменты рынка:
- Легковые автомобили иностранных брендов («иномарки»). Например: TOYOTA CAMRY, VOLKSWAGEN PASSAT, OPEL VECTRA и т. д.
- Грузовые LCV. Запчасти для больших грузовиков (SCANIA, VOLVO, RENAULT TRUCKS и т.д.) в данном обзоре мы не рассматриваем, т.к. они имеют существенно меньшую ликвидность, по сравнению с легковым сегментом. Это связано с тем, что владельцу грузовика запчасти нужны «здесь и сейчас». Поэтому, магазины запчастей для грузовых автомобилей располагаются, в основном, в районе крупных автомагистралей. Кроме того, в eCom большую роль играет доставка. А запчасти для грузовых автомобилей обладают большими габаритами и вестом, что существенно затрудняет дистанционные продажи. При этом, LCV, лёгкий коммерческий транспорт, в данном обзоре присутствует.
- Несмотря на большую долю рынка, запчасти LADA, UAZ, GAZ, по статистике, не востребованы в интернет-канале. Это связано с хорошей представленностью магазинов запчастей этих марок во всех крупных населённых пунктах РФ. Автовладелец не будет заказывать запчасти по интернет, если они есть в наличии в соседнем магазине.
- Запчасти Aftermarket. Запчасти условно можно поделить на две большие группы «Оригинал» и «Aftermarket». Оригинал (OEM) – это запчасти в упаковке автопроизводителя: HYUNDAI, BMW, AUDI, MAZDA, TOYOTA и т. д. Основные потребители оригинала – владельцы гарантийных автомобилей. Основной канал продажи оригинала – сервисный центр официального дилера. Потребители запчастей Aftermarket (IAM) — это владельцы постгарантийных автомобилей. В сегменте Aftermarket представлены как известные мировые бренды (BOSCH, TRW, CTR, MANN, KYB/KAYABA), так и дешёвые дубликаты азиатского производства. Все автопроизводители закупают автокомпоненты у субпоставщиков. Поэтому, с высокой долей вероятности, в упаковке ОЕМ будет лежать деталь производителя IAM.
- По статистике рынка, доля продаж OEM/IAM составляет 30%/70% (оборот ₽). При этом, доля IAM, вторичного рынка запчастей, нарастает от года к году. В текущей ситуации, тренд падения доли оригинала будет усиливаться.
- Обслуживаемый парк. С точки зрения потребления автозапчастей, жизненный цикл автомобиля делится на три фазы: гарантийный период (0-3 года), постгарантийный период (3-20 лет), старый автомобиль (старше 20 лет). В гарантийный период*, автовладелец приобретает запчасти у официального дилера. Следовательно, эти клиенты не являются целевыми для розничных маркетплейсов. Далее, автомобиль сходит с гарантии, и автовладелец начинает потреблять запчасти на вторичном рынке.
Резюме. В online канале маркетплейсов, преимущественно, клиентский портрет выглядит следующим образом: владельцы легковых автомобилей иностранного производства («иномарки»), в возрасте от 3х лет и старше, запчасти сегмента aftermarket (IAM).
* В новых реалиях, понятие «гарантийный период» будет существенно пересмотрено. Тем не менее, владельцы новых автомобилей при выборе запчастей, традиционно предпочитают оригинал и обслуживание у дилера.
Границы проекта: легковые автомобили, запчасти aftermarket, обслуживаемый парк.
Ассортимент и автопарк
При формировании ассортимента автозапчастей, товарные аналитики, как правило, изучают статистику легкового автопарка по кол-ву автомобилей, отбрасывают гарантию и «утиль», и далее, подбирают номенклатуру по каталогам. Такой подход, в целом, даёт неплохой результат. Но необходимо учитывать следующие моменты.
Во-первых, для бестселлеров-иномарок, которые в последние годы в большом количестве производились в России, как правило, запчасти есть в стационарных магазинах (аналогично ГАЗ / ВАЗ). Например, для Renault Logan.
Во-вторых, некоторые автомобили из премиального сегмента предпочитают сервисную модель полного цикла (запчасти + ремонт) на всём периоде эксплуатации автомобиля. Например, Land-Rover, Mercedes и др.
И в-третьих, автомобили разных производителей ломаются по-разному. Распространенное мнение, что европейцы ломаются чаще, чем японцы, подтверждается статистикой Aftermarket-DATA ©️.
Так же, при формировании ассортимента следует учитывать географию продаж и структуру интернет-трафика.
Предлагаем вашему вниманию продукт Aftermarket-DATA© «Автопарк РФ: оригинальные запчасти и аналоги». В отчёте представлены все ликвидные автокомпоненты с кроссами на OE-номера и аналоги, цены лидеров рынка, сделана привязка к автомобилям с параметрами (модификация, год, двигатель), подсчитано общее количество запчастей, необходимых для удовлетворения 100% потребности рынка.
Используя аналитику Aftermarket-DATA©, вы сможете:
- спланировать производство и импорт автокомпонентов
- найти пробелы в ассортименте (GAP-анализ)
- проанализировать тренды в ассортименте, комплектации, упаковке
- структурировать товарный каталог (группы, названия)
- построить эффективное ценообразование на фоне конкурентов
Для проекта online канала маркетплейсов структуру клиентов в разрезе моделей автомобилей выглядит следующим образом:
Марка / Модель авто | Прогноз % от оборота запчастей |
ford focus 2, 3 | 1,9 % |
opel astra h, j | 1,7 % |
hyundai solaris | 1,2 % |
toyota camry | 1,1 % |
renault duster | 1,1 % |
toyota corolla | 1 % |
volkswagen passat | 1 % |
mercedes e-class | 1 % |
chevrolet aveo | 1 % |
skoda octavia | 1 % |
kia sportage | 0,9 % |
volkswagen polo | 0,9 % |
chevrolet lacetti | 0,9 % |
mitsubishi lancer | 0,8 % |
volkswagen tiguan | 0,9 % |
nissan almera | 0,8 % |
ford fusion | 0,9 % |
kia ceed | 0,8 % |
kia rio 3 | 0,8 % |
mazda 2 | 0,7 % |
ssangyong kyron | 0,7 % |
nissan primera | 0,7 % |
mercedes c-class | 0,7 % |
suzuki sx4 | 0,6 % |
volkswagen touareg | 0,6 % |
subaru forester | 0,6 % |
audi a4 | 0,6 % |
mazda 3 | 0,6 % |
audi a6 | 0,6 % |
mitsubishi outlander | 0,6 % |
Прочие | 74 % |
В следующих публикациях мы рассмотрим классификацию каналов продаж и видов запчастей, сделаем обзор общей структуры рынка и ключевых брендов, приведём списки оптовых поставщиков и их классификацию с точки зрения моделей управления поставками, проанализируем цепочки движения заказов, дадим оценку траффика маркетплейсов и классических интернет-магазинов запчастей, а также, рассмотрим основные модели online-продвижения.
Aftermarket-DATA© – это аналитика рынка для производителей и дистрибьюторов автозапчастей. Статистика вторичного рынка запчастей (aftermarket) России. Разрезы: марки автомобилей, регионы, бренды, товарные группы, OE – номера, аналоги, оптовые и розничные цены. Артикулы с привязкой к автопарку. Графические итоги и сводки. Кросс-брендовая конкуренция, цены, ассортимент поставщиков. Продукт платформы ВИН-КОД.РФ.