Контрафакт и рынок автозапчастей 2022
Контрафакт – это как счастье для Чука и Гека. Его каждый понимает по-своему. Например, автопроизводители относят к контрафакту оригинал, ввезённый по альтернативным каналам. По потребительским свойствам эти запчасти ничем не отличаются от так называемого «белого оригинала». А вот в цене – отличие существенное. Однако, известное постановление правительства № 506, поставило точку в давнишнем споре брендов и независимых импортёров. Параллельный импорт – это легальный бизнес, и запчасти, ввезённые по параллельным каналам, контрафактом не являются.
Статистика предоставлена Aftermarket-DATA ©. Аналитическое агентство является частью экосистемы ВИН-КОД.РФ | Win-Sto.ru. В общей сложности на площадке работают более 1.500 магазинов запчастей и НСТО. Годовая аудитория портала составляет ~ 4 миллиона уникальных пользователей, из них 9.000 посещают платформу ежедневно (профессиональное сообщество). Aftermarket-DATA © собирает данные из открытых интернет-источников, делает регулярные опросы клиентов, сотрудничает с крупнейшими игроками Рунета, например, с Avito Авто. Полученный материал фильтруется через призму собственной статистики. Таким образом получается релевантный и независимый анализ рынка.
Aftermarket-DATA © — победитель премии
«Мировые автокомпоненты 2021»
основатель платформы для автосервисов
аналитическое агентство
Если же рассматривать именно вопрос подделок, то острота его сильно зависит от товарного сегмента. Сейчас наиболее остро проблема проявляется в моторных маслах. Для того, чтобы фальсифицировать премиальный бренд, достаточно подделать канистру. А внутрь цеховики-самогонщики обычно заливают дешевую базовую основу, которую автолюбитель на вид вряд ли отличит от оригинального продукта.
Но для широкого ассортимента запасных частей, подвески, тормозных колодок, ремней, проблема контрафакта не столь актуальна. Дело в том, что контрафакт выгодно изготавливать только по сверхликвидным позициям, которые можно продать сразу в большом количестве. Например, 1000 штук бензонасосов одного конкретного артикула. А при довольно разношерстной структуре автопарка, такая потребность есть только для очень ограниченного числа моделей. В первую очередь, для автомобилей LADA.
Но контрафакт мало произвести. Его ещё надо как-то доставить до потребителя. А с учётом развития региональных дистрибуторских сетей, значение таких торговых «хабов», как Южный Порт, Кунцево и Тольяттинский авторынок, существенно снизилось. То есть, нет географической точки, куда можно привезти большую партию азиатской подделки и слить быстро и безопасно.
Предлагаем вашему вниманию продукт Aftermarket-DATA© «Автопарк РФ: оригинальные запчасти и аналоги». В отчёте представлены все ликвидные автокомпоненты с кроссами на OE-номера и аналоги, цены лидеров рынка, сделана привязка к автомобилям с параметрами (модификация, год, двигатель), подсчитано общее количество запчастей, необходимых для удовлетворения 100% потребности рынка.
Используя аналитику Aftermarket-DATA©, вы сможете:
- спланировать производство и импорт автокомпонентов
- найти пробелы в ассортименте (GAP-анализ)
- проанализировать тренды в ассортименте, комплектации, упаковке
- структурировать товарный каталог (группы, названия)
- построить эффективное ценообразование на фоне конкурентов
Правда, в eCom канале доля контрафакта постепенно нарастает. Ведь, в отличии от профессиональных дистрибьюторов, продакт-менеджеры универсальных маркетплейсов пока не сильно разбираются в теме автокомпонентов. Главное, – продавец должен выполнить технические условия онлайн-площадки, и формально следовать требованиям ЗОЗПП. При этом, у маркетплейсов есть концентрация траффика и собственная выстроенная логистика. Поэтому, чтобы не потерять доверие потребителей, онлайн-гиганты будут вынуждены не только адаптировать интерфейсы своих сайтов под специфику запчастей, но и погрузиться предметную область рынка.
Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что в канале системных дистрибуторов предпосылок для нарастания потока контрафакта нет. Есть определенные проблемы в eCom. Однако, закупщики универсальных маркетплейсов постепенно повышают компетенцию в теме автокомпонентов. Следовательно, проблема и здесь будет локализована.
Что можно посоветовать рядовому автовладельцу, чтобы не попасть на подделку? После кратковременной весенней турбулентности цен, рынок запчастей стабилизировался. Если вы видите популярную позицию, цена которой в рознице на 20% и более дешевле среднего предложения, это должно насторожить вас. Наиболее остро проблема контрафакта наблюдается в высоко оборачиваемых товарных группах с узким ассортиментом, таких как масла, лампочки и т.д. Стационарные проверенные магазины и НСТО вряд ли будут рисковать своей репутацией ради краткосрочной выгоды. Если же вы покупаете онлайн, не поленитесь, перейдите на страничку продавца. Явный признак подделки – если в ассортименте продавца всего несколько позиций, а сам магазин зарегистрирован недавно. Ну, и никто не мешает вам попросить сотрудника точки выдачи, автомагазина или НСТО открыть коробку, и продемонстрировать запчасти, которые вы покупаете. Внимание к мелочам – гарантированный способ отличить контрафакт от оригинала.
Удачи на дорогах!
Aftermarket-DATA© – это аналитика рынка для производителей и дистрибьюторов автозапчастей. Статистика вторичного рынка запчастей (aftermarket) России. Разрезы: марки автомобилей, регионы, бренды, товарные группы, OE – номера, аналоги, оптовые и розничные цены. Артикулы с привязкой к автопарку. Графические итоги и сводки. Кросс-брендовая конкуренция, цены, ассортимент поставщиков. Продукт платформы ВИН-КОД.РФ.