Aftermarket-Data
  • Аналитика рынка
  • MaxGPT.pro
  • eCom решения
  • Обзоры, Публикации
К списку статей

Исследование Aftermarket 2021

На рынке автокомпонентов за последний год, как и в экономике в целом, произошли серьёзные изменения. Снизился годовой пробег автомобиля. Соответственно, сократился объём Aftermarket. Чтобы купировать негативные последствия кризиса, производители запчастей повышают маркетинговые активности, запускают гарантийные и образовательные программы.

Агентство Aftermarket-DATA © решило выяснить, чем живёт в новой реальности рынок автомагазинов и НСТО, какие основные проблемы испытывает, какие есть точки роста, и чего ждёт розница от дистрибьюторов и брендов автокомпонентов.

Мы предложили 6.000 подписчикам рассылки платформы Win-Sto.ru ответить на 15 вопросов. А с теми респондентами, кто дал согласие дать развёрнутые ответы, мы провели личные глубинные интервью.

На наши вопросы ответили руководители независимых автосервисов, дилерских центров, сотрудники магазинов запчастей, представители региональных оптовиков и таксопарков. География участников раскинулась от Хабаровска до Северодвинска. Исследование проведено совместно с ассоциацией РАСТО.



Статистика предоставлена Aftermarket-DATA ©. Аналитическое агентство является частью экосистемы ВИН-КОД.РФ | Win-Sto.ru. В общей сложности на площадке работают более 1.500 магазинов запчастей и НСТО. Годовая аудитория портала составляет ~ 4 миллиона уникальных пользователей, из них 9.000 посещают платформу ежедневно (профессиональное сообщество). Aftermarket-DATA © собирает данные из открытых интернет-источников, делает регулярные опросы клиентов, сотрудничает с крупнейшими игроками Рунета, например, с Avito Авто. Полученный материал фильтруется через призму собственной статистики. Таким образом получается релевантный и независимый анализ рынка.


Aftermarket-DATA © — победитель премии
«Мировые автокомпоненты 2021»

Эксперт Дмитрий Болховский
основатель платформы для автосервисов Win-Sto.ru
аналитическое агентство Aftermarket-DATA©


РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ВОПРОС 1. Где автовладельцы чаще стали покупать запчасти?

Варианты ответов доля % ответов
В автосервисе. Автовладельцы всё чаще заказывают запчасти прямо в автосервисе. Доля запчастей в заказ-наряде за последний год выросла. 42%
По-разному. Ситуация не изменилась. Кто-то покупает запчасти в магазине, кто-то в автосервисе, у каждого свои предпочтения. 33%
В магазине. Автовладельцы всё чаще покупают запчасти в магазине, и едут на СТО со своими запчастями. 25%
Где автовладельцы чаще стали покупать запчасти? Исследование Aftermarket 2021. Аналитика на aftermarket-data.ru



ВОПРОС 2. Клиенты стали чаще выбирать премиальные или бюджетные бренды?

Варианты ответов доля % ответов
Бюджетные. Клиенты стали выбирать более дешёвые запчасти. За последний год предпочтения автовладельцев сдвинулась в сторону бюджетных брендов. 61%
И то и другое. Соотношение бюджетных и премиальных брендов в обороте не поменялось. 39%
Премиальные. Клиенты стали выбирать более дорогие запчасти. Предпочтения автовладельцев сдвинулась в сторону премиальных брендов. 0%
Клиенты стали чаще выбирать премиальные или бюджетные бренды? Исследование Aftermarket 2021. Аналитика на aftermarket-data.ru



ВОПРОС 3. Гарантия на запчасти. Испытываете ли вы проблемы при оформлении рекламаций у дистрибьюторов?

Варианты ответов доля % ответов
Просто. Рекламацию оформить просто, компенсируют быстро. 55%
Сложно. Рекламации оформлять сложно, но как-то приходится продираться. 36%
Не реально. Куча волокиты, компенсацию получить не реально. Даже не связываюсь. 9%
Гарантия на запчасти. Испытываете ли вы проблемы при оформлении рекламаций у дистрибьюторов? Исследование Aftermarket 2021. Аналитика на aftermarket-data.ru



ВОПРОС 4. Участвуете ли вы в бонусных программах производителей запчастей?

Варианты ответов доля % ответов
Участвую. Качество запчастей и ассортимент — это само собой. А подарки, — всегда приятно. 61%
Не участвую. Акции производителей только отвлекают сотрудников, а условия, как правило — выполнить не реально. 39%

В рамках глубинных интервью позитивисты отмечали, что наилучшими призами считают спецодежду, инструмент и акции по привлечению клиентского траффика в торговые точки. А негативисты мотивировали свою позицию тем, что программы лояльности производителей сфокусированы не на общих интересах бизнеса, а на стимулировании конкретных сотрудников.

Участвуете ли вы в бонусных программах производителей запчастей? Исследование Aftermarket 2021. Аналитика на aftermarket-data.ru



ВОПРОС 5. Какой ассортимент в наличии вы поддерживаете?

Варианты ответов доля % ответов
под заказ 23%
менее 2000 SKU 35%
2000 - 5000 SKU 27%
более 5.000 SKU 15%

Ответ на вопрос участники давали в произвольной форме. По факту обработки ответов были выявлены наиболее популярные сегменты ассортимента SKU. В интервью участники отметили, что товарные остатки за год в среднем сократились на 35%.

Какой ассортимент в наличии вы поддерживаете? Исследование Aftermarket 2021. Аналитика на aftermarket-data.ru



ВОПРОС 6. Проблема каталогов. Есть ли у вас проблемы с подбором артикулов, некорректными кроссами, несоответствием ожидаемыми и фактическими параметрами деталей? Считаете ли вы, что производители автокомпонентов должны давать больше технической информации рынку?

Варианты ответов доля % ответов
Никаких проблем с подбором. Электронные каталоги доступны, информация открыта. Кто ищет – то всегда найдёт! 50%
Проблемы иногда возникают. Иногда необходимо получить прямую консультацию у тех-специалиста бренда. 33%
Запчасти подбирать сложно, в каталогах много ошибок. Производители автокомпонентов должны давать больше технической информации 17%
Проблема каталогов. Исследование Aftermarket 2021. Аналитика на aftermarket-data.ru



ВОПРОС 7. Какую долю занимают запчасти в обороте вашего СТО? Если у вас магазин — напишите ваше экспертное мнение.

Варианты ответов доля % ответов
доля азч 40% в заказ-наряде 32%
доля азч 50% в заказ-наряде 27%
доля азч 30% в заказ-наряде 18%
доля азч 60% в заказ-наряде 14%
доля азч 70% в заказ-наряде 9%
Какую долю занимают запчасти в обороте вашего СТО? Исследование Aftermarket 2021. Аналитика на aftermarket-data.ru



ВОПРОС 8. Какой % брака вы считаете допустимым для запчастей?

Варианты ответов доля % ответов
менее 1% 65%
Брак вообще недопустим. Рекламации надо считать не в %, а в единицах 17%
менее 2% 9%
менее 3% 9%
Какой % брака вы считаете допустимым для запчастей? Исследование Aftermarket 2021. Аналитика на aftermarket-data.ru



ВОПРОС 9. Неликвид. Существует ли проблема неликвидных запчастей? Это проблема повышения компетенции подборщиков, или же вопрос следует решать с участием дистрибьюторов и производителей?

Варианты ответов доля % ответов
Неликвид – это проблема, которая не даёт развиваться рынку розницы и НСТО. Дистрибьюторы и производители должны задуматься о программе обратного выкупа нереализованных остатков. 48%
Проблемы нет. Умеем хорошо подбирать и планировать складские остатки. Всё что не понадобилось — возвращаем поставщикам. 43%
Проблема есть, но это проблема самого продавца. Никто не будет брать на себя чужие риски 10%
Существует ли проблема неликвидных запчастей? Исследование Aftermarket 2021. Аналитика на aftermarket-data.ru

ЗАКАЗАТЬ АНАЛИТИКУ ТОВАРНЫХ ГРУПП

Предлагаем вашему вниманию продукт Aftermarket-DATA© «Автопарк РФ: оригинальные запчасти и аналоги». В отчёте представлены все ликвидные автокомпоненты с кроссами на OE-номера и аналоги, цены лидеров рынка, сделана привязка к автомобилям с параметрами (модификация, год, двигатель), подсчитано общее количество запчастей, необходимых для удовлетворения 100% потребности рынка.

Используя аналитику Aftermarket-DATA©, вы сможете:

  • спланировать производство и импорт автокомпонентов
  • найти пробелы в ассортименте (GAP-анализ)
  • проанализировать тренды в ассортименте, комплектации, упаковке
  • структурировать товарный каталог (группы, названия)
  • построить эффективное ценообразование на фоне конкурентов
Цена товарной группы от: 120.000
ЗАКАЗАТЬ АНАЛИТИКУ ТОВАРНЫХ ГРУПП
Отправляя данную форму, я подтверждаю согласие на обработку персональных данных


ВОПРОС 10. Собственные торговые марки дистрибьюторов. Доверяете? Большинство дистрибьюторов развивают собственные private label запчастей. Рекомендуете ли вы эти бренды клиентам вашего СТО?

Варианты ответов доля % ответов
Использую иногда, если клиент хочет сэкономить. 58%
Да, рекомендую. 25%
Нет. Отдаю предпочтение проверенным брендам. 17%
Собственные торговые марки дистрибьюторов. Доверяете? Исследование Aftermarket 2021. Аналитика на aftermarket-data.ru



ВОПРОС 11. Дистрибьюторы — назовите основные критерии при выборе поставщика запчастей.

Традиционно, на первом месте стоят критерии «цена / ассортимент». Для центральных регионов с большой плотностью оптовиков, респонденты всё чаще называют условие «доставка 3-4 раза в день». Из-за переноса коммуникаций в онлайн формат, многие клиенты считают, что возможность оперативно связаться с менеджером, является серьёзным конкурентным преимуществом поставщика.




ВОПРОС 12. Бренды — назовите основные критерии при выборе производителя запчастей.

Тройка очевидных лидеров: «цена / качество / ассортимент». Для премиальных брендов характерным трендом последнего года является качественное расширение ассортимента за счёт запуска новых товарных линеек. В свою очередь, бренды-упаковщики класса стандарт и эконом привлекают клиентов упрощенной гарантией «с закрытыми глазами» и программами обратного выкупа нереализованных остатков.




ВОПРОС 13. Понятие «бренд запчастей» в сознании потребителя усиливается или ослабевает. Бренды важны?

Варианты ответов доля % ответов
Значение брендов ПОНИЖАЕТСЯ. Сейчас всё делают в Китае, а качество вполне приемлемое. 41%
Бренды НЕ ВАЖНЫ. Автовладелец вообще не разбирается в брендах, а магазины и СТО продают то, что есть у дистрибьютора 36%
Значение брендов ПОВЫШАЕТСЯ. Потребитель изучает тему и доверяет проверенным маркам. 23%
Понятие «бренд запчастей» в сознании потребителя усиливается или ослабевает. Бренды важны? Исследование Aftermarket 2021. Аналитика на aftermarket-data.ru

Суровая правда рынка заключается в том, что 77% профессиональных потребителей считает: либо бренды вообще не важны, либо их значение в сознании потребителя снижается. Как следствие, маркетинговая активность производителей будет нарастать. Будут появляться новые программы лояльности, упрощаться гарантийные процедуры, запускаться обучающие программы.




ВОПРОС 14. AliExpress, Ozon, Avito - универсальные маркетплейсы недавно зашли в сегмент автозапчастей. Для существующего рынка это угроза или новая возможность?

Варианты ответов доля % ответов
Угроза. Очередное снижение прибыли. Клиент будет покупать запчасти там, или по крайней мере сравнивать цены. 55%
Возможность. Это новые каналы поставки, новый ассортимент. Рост конкуренции среди поставщиков, — это хорошо. 32%
Даже не слышал об этом. Никакого влияния маркетплейсы на рынок запчастей не оказывают. 14%
AliExpress, Ozon, Avito - универсальные маркетплейсы недавно зашли в сегмент автозапчастей. Исследование Aftermarket 2021. Аналитика на aftermarket-data.ru



ВОПРОС 15. Опишите ситуацию на рынке запчастей СТО. Какие изменения произошли за последний год? Какие основные угрозы и точки роста? Что должны знать дистрибьюторы и производители, чтобы лучше взаимодействовать с розницей и автосервисами?

Если обобщить ожидания респондентов, большинство из них считает, что показатели продаж запчастей и ремонта вскоре вернутся к объёмам 2019 года. Несмотря на то, что платёжеспособность населения упала, внутренний автомобильный туризм является драйвером роста для Aftermarket. Кроме того, помогает отток клиентов от официальных дилеров и стареющий автопарк.

Во время глубинных интервью участники отмечали, что на рынке наблюдается дефицит. Те дистрибьюторы, кто сможет оперативно наполнить склады к началу роста рынка, получат существенное конкурентное преимущество.

Однако, серьёзным вызовом для рынка НСТО и системной розницы является быстрый рост сегмента DIY с одновременным выходом на рынок глобальных онлайн-агрегаторов. Этот тренд также является угрозой и для классических брендов автокомпонентов. Мастер-самоделкин не обладает профессиональными знаниями и статистикой использования запчастей. Следовательно, решение о покупке он принимает не на основе технических характеристик изделия и репутации бренда, а опираясь на фрагментарную информацию, собранную им в Интернет. Ведь, в медиапространстве, как правило, побеждают не технологии производства, а технологии продвижения.

Поэтому системные игроки должны объединить усилия. Например, производители, за счёт своего маркетинга, могут помочь сервисам и магазинам получить дополнительный клиентский траффик. В свою очередь, традиционный Aftermarket выступит защищённым каналом продвижения их продуктов и даст объективную обратную связь от рынка.





Aftermarket-DATA© – это аналитика рынка для производителей и дистрибьюторов автозапчастей. Статистика вторичного рынка запчастей (aftermarket) России. Разрезы: марки автомобилей, регионы, бренды, товарные группы, OE – номера, аналоги, оптовые и розничные цены. Артикулы с привязкой к автопарку. Графические итоги и сводки. Кросс-брендовая конкуренция, цены, ассортимент поставщиков. Продукт платформы ВИН-КОД.РФ.




Получить статистику aftermarket

Отправляя данную форму, я подтверждаю согласие на обработку персональных данных
Уникальные аналитические обзоры, эксклюзивные инсайты и прогнозы в нашем Tg-канале t.me/BolkhovskyInsight Присоединяйтесь к нам, чтобы всегда оставаться на волне ключевых трендов и изменений в отрасли!

Индекс доверия маркетплейсам
Aftermarket-DATA © – «Лучшая аналитика года 2024»
МАК-2024 - Мировые Автокомпоненты
Мимо опять проезжала китайская электричка.
Климатические вызовы РФ и рынок запчастей для электромобилей.
Спасибо за обращение!
© Aftermarket-DATA       2023 - 2025 г. Оферта Политика конфиденциальности