Легковые масла и Автохимия
в канале магазинов и НСТО
Осень и весна — это традиционно высокий сезон для автомасел. Несмотря на то, что большинство автолюбителей давно эксплуатируют машины круглый год, мы стабильно фиксируем всплески спроса на данную категорию в октябре-ноябре, марте и апреле. Аналогичную статистику по запросу «замена масла» показывает и сервис Google Trends. Поэтому, наш сегодняшний обзор посвящен теме «Масла и автохимия» для легковых авто.
Эксперт Дмитрий Болховский
основатель платформы для автосервисов Win-Sto.ru
аналитическое агентство Aftermarket-DATA©.
Данные получены в рамках исследования рынка, проведённого совместно Авито Авто и Aftermarket-DATA ©.
Методология. Мы решили проанализировать товарную категорию «Масла и автохимия» в канале точечных магазинов и НСТО. Этот сегмент ретейла обладает рядом существенных особенностей. Во-первых, здесь на выбор потребителя больше влияет не известность бренда, а рекомендация продавца магазина или мастера автосервиса. Поэтому, раскрученные торговые марки здесь уступают место менее известным коллегам по цеху. Во-вторых, новым игрокам гораздо проще договориться с одиночным автосервисом или локальным интернет-магазином, чем с федеральной сетью. И, в-третьих. Топовые масляные бренды обладают развитой сетью региональных представителей. Как правило, эти поставщики специализируются исключительно на категории ГСМ и автохимии. Это позволяет премиалам удерживать значительные доли рынка. Однако все чаще, для повышения маржинальности, универсальные дистрибьюторы автокомпонентов включают в свой ассортимент новые позиции моторных масел и спец-жидкостей. В том числе запускают собственные private label. Конечно, всё это постепенно меняет картину рынка.
Aftermarket-DATA © является частью экосистемы маркетплейса запчастей ВИН-КОД.РФ и CRM для автосервисов Win-Sto.ru. В общей сложности на площадке работают более 1.500 магазинов запчастей и НСТО. Годовая аудитория портала составляет ~ 4 миллиона уникальных пользователей, из них 9.000 посещают платформу ежедневно (профессиональное сообщество). Мы собираем данные из открытых интернет-источников на всём пространстве Рунета, и прогоняем их через призму нашей собственной статистики. Таким образом мы получаем релевантный и независимый анализ рынка.
1. Суммарный объём потребления масел и смазок РФ с учётом пандемии в 2020 году снизился ~ на 7%. Доли рынка продуктов IAM для легковых автомобилей в сегменте автомагазинов и НСТО распределились следующим образом.
| Бренд | % рынка литры |
| SHELL | 14 % |
| MOBIL | 9 % |
| LIQUI MOLY | 9 % |
| CASTROL | 8 % |
| TOTAL | 7 % |
| ZIC | 7 % |
| ELF | 6 % |
| MOTUL | 5 % |
| IDEMITSU | 4 % |
| KIXX | 4 % |
| NGN | 3 % |
| MANNOL | 3 % |
| RAVENOL | 3 % |
| TOTACHI | 2 % |
| ENEOS | 2 % |
| PATRON | 2 % |
| COMMA | 2 % |
| NESTE | 2 % |
| ENI-AGIP | 2 % |
| VALVOLINE | 1 % |
| WOLF | 1 % |
| Прочие | 5 % |
2. Доли потребления моторных масел по вязкости.
| Вязкость | доля рынка % |
| 5W-30 | 35 % |
| 5w-40 | 30 % |
| 10w-40 | 26 % |
| 15W-40 | 4 % |
| 0w-20 | 2 % |
| 0W-30 | 1 % |
| 5W-20 | 1 % |
| Прочие | 1 % |
3. Доли потребления моторных масел по типу базы %.
| Тип базы | доля рынка % |
| Синтетика | 50 % |
| Полусинтетика | 42 % |
| Минеральное | 4,5 % |
| Гидрокрекинг | 3 % |
4. Розничные цены за 1L моторного масла в автомагазинах и НСТО. Важным трендом 2020 года является увеличение доли продаж моторных масел в розлив. В том числе, в розничных магазинах. Также, увеличилась доля локализации производства смазочных материалов в РФ. Как следствие, даже на фоне роста валютного курса, средняя розничная цена масла изменилась несущественно. Также, на среднюю цен конкретного бренда влияет то, какой тип масел превалирует в его продажах. Упрощенно: чем больше у бренда синтетики в обороте, тем выше средняя цена.
5. Доли потребления типов масел и смазок %
| Назначение | доля рынка % |
| Моторное | 77 % |
| Трансмиссионное | 14 % |
| ГУР | 5 % |
| Смазки-спецжидкости | 3,5 % |
Теперь переходим к товарной категории «Профессиональная автохимия». Следует отметить, что с учётом большого распространения в России рынка DIY «сделай сам» и гаражных автосервисов, деление автохимии на «профессиональную» и «любительскую» достаточно условно. Тем не менее, мы относим к этой категории следующие позиции: герметики, клей, холодная сварка, фиксаторы резьбы; очистители инжектора, кондиционеров, радиаторов, топливные присадки, раскоксовыватель; консервант двигателя; смазка медная для тормозов и клемм АКБ; смывки краски, удалители прокладок, очистители дисков, растворитель ржавчины; наборы для вклейки стекол, праймеры и активаторы; индикаторы утечек, устранители течи; антикор и антигравий.
6. Доли рынка производителей профессиональной автохимии % РУБ.
| Бренд | % рынка Руб |
| ABRO | 12 % |
| LOCTITE | 10 % |
| VICTOR-REINZ | 8 % |
| HI-GEAR | 8 % |
| LIQUI MOLY | 7 % |
| KUDO | 5 % |
| DONE-DEAL | 4 % |
| PERMATEX | 4 % |
| LAVR | 3 % |
| WURTH | 3 % |
| WYNNS | 3 % |
| TEROSON | 2 % |
| MANNOL | 2 % |
| 3M | 2 % |
| RUNWAY | 2 % |
| KERRY | 2 % |
| BOSCH | 1 % |
| AXIOM | 1 % |
| CORTECO | 1 % |
| ASTROHIM | 1 % |
| ELRING | 1 % |
| AIM-ONE | 1 % |
| AVS | 1 % |
7. В отдельную группу мы выделили средства по уходу за кузовом автомобиля и салоном, химию для автомоек и детейлинга. К этой категории относятся следующие позиции: моющие средства, шампуни, полироли; очистители стёкол, пластика, очистители битумных пятен; химчистка салона; антидождь и антизапотеватели стекла.
| Бренд | % рынка Руб |
| GRASS | 12 % |
| LAVR | 10 % |
| RUNWAY | 9 % |
| SOFT99 | 7 % |
| HI-GEAR | 6 % |
| ABRO | 5 % |
| AVS | 5 % |
| SONAX | 4 % |
| DOCTORWAX | 4 % |
| TURTLE WAX | 4 % |
| KOCH | 3 % |
| SUNNYCAR | 3 % |
| 3M | 3 % |
| ASTROHIM | 3 % |
| KERRY | 2 % |
| LIQUI MOLY | 2 % |
| KANGAROO | 1 % |
| 3TON | 1 % |
| MANNOL | 1 % |
| Прочие | 15 % |
8. Автокосметика для автолюбителей. К этой категории мы относим товары импульсных покупок «у кассы», и автохимию, не требующую профессиональных навыков/инструментов для применения. Это: салфетки, расзмораживатели и антизапотеватели, жидкость стеклоомывателя, подкраска в аэрозолях и грунтовки, дизельный антигель и другие топливные присадки, жидкий ключ.
| Бренд | % рынка Руб |
| LIQUI MOLY | 12 % |
| HI-GEAR | 11 % |
| GRASS | 10 % |
| LAVR | 9 % |
| WD-40 | 7 % |
| KERRY | 6 % |
| SONAX | 5 % |
| RUNWAY | 5 % |
| ABRO | 4 % |
| KUDO | 4 % |
| ASTROHIM | 3 % |
| TURTLE WAX | 3 % |
| AUTOPROFI | 2 % |
| FENOM | 2 % |
| MANNOL | 1 % |
| RAVENOL | 1 % |
| AIM-ONE | 1 % |
| Прочие | 14 % |
9. И вишенка на торте. Давайте представим виртуальный склад некоего универсального дистрибьютора автохимии. Пусть он поставляет все популярные бренды в магазины запчастей и НСТО. Как могла бы выглядеть моментальная фотография его зоны отгрузки с учётом тематики, долей рынка и ликвидного ассортимента? Резюмируем всё вышесказанное в нашей инфографике.
Aftermarket-DATA© – это аналитика рынка для производителей и дистрибьюторов автозапчастей. Статистика вторичного рынка запчастей (aftermarket) России. Разрезы: марки автомобилей, регионы, бренды, товарные группы, OE – номера, аналоги, оптовые и розничные цены. Артикулы с привязкой к автопарку. Графические итоги и сводки. Кросс-брендовая конкуренция, цены, ассортимент поставщиков. Продукт платформы ВИН-КОД.РФ.
Уникальные аналитические обзоры, эксклюзивные инсайты и прогнозы в нашем Tg-канале