Обзор рынка свечей зажигания
Свеча зажигания – это деталь, которая отвечает за воспламенение топливо-воздушной смеси в двигателях внутреннего сгорания. Задача свечи — сгенерировать искру в момент максимума цикла сжатия. Вследствие воспламенения и расширения смеси, произойдёт кратное увеличение давления в камере сгорания, и поршень двигателя будет вынужден двигаться в обратном направлении. Эта энергия через шатун, коленвал, сцепление шестерни и оси передаётся на колёса, что и приводит наши автомобили в движение.
Статистика предоставлена Aftermarket-DATA ©. Аналитическое агентство является частью экосистемы ВИН-КОД.РФ | Win-Sto.ru. В общей сложности на площадке работают более 1.500 магазинов запчастей и НСТО. Годовая аудитория портала составляет ~ 4 миллиона уникальных пользователей, из них 9.000 посещают платформу ежедневно (профессиональное сообщество). Aftermarket-DATA © собирает данные из открытых интернет-источников, делает регулярные опросы клиентов, сотрудничает с крупнейшими игроками Рунета, например, с Avito Авто. Полученный материал фильтруется через призму собственной статистики. Таким образом получается релевантный и независимый анализ рынка.
Aftermarket-DATA © — победитель премии
«Мировые автокомпоненты 2021»
основатель платформы для автосервисов
аналитическое агентство
Свеча ввинчивается в цилиндр двигателя и конструктивно состоит из металлического корпуса, фарфорового изолятора, сопротивления и электродов. С внешней стороны камеры сгорания свеча с помощью изолированного провода подключается к выходной клемме магнето или катушки зажигания. А искра формируется внутри камеры между электродами свечи.
Традиционно электроды свечи изготавливались из меди и никеля. Однако, по мере эволюции автомобильной промышленности, появления новых форсированных двигателей и высокооктанового топлива, такие свечи стали быстро выходить из строя. Металл испарялся с электродов, увеличивая дуговой зазор, и двигатель начинал работать с перебоями. Чтобы противостоять воздействию высоких температур, кислот и высокому давлению внутри камеры сгорания, конструкторы придумали напылять на кончики электродов тугоплавкую платину. Ведь от агрессивной среды в первую очередь страдают как раз торцы электродов.
Но исследовательская мысль не стоит на месте. И теперь при производстве свечей нового поколения применяют иридий. Этот редкоземельный металл обладает большей устойчивостью к плавлению и эрозии, и показывает наилучшую стабильность искрового разряда.
В настоящий момент доли рынка свечей зажигания по типу электрода распределяются так:
Температура на наконечнике свечи зажигания обычно колеблется в интервале от 500 до 800 градусов Цельсия. Решению задачи теплоотвода служат такие конструктивные элементы свечи как керамический изолятор с тепловым конусом, уплотнительные кольца и центральный электрод. Для сегмента масс-маркет, сердечник как правило изготавливается из меди или композитных материалов.
Главная причина, по которой свечу необходимо эффективно охлаждать, — это эффект «калильного зажигания». При определенной температуре воспламенение топливной смеси может происходить от нагретой свечи без всякой искры, как в дизельном двигателе. Т.е. момент воспламенения смеси выходит из-под контроля и рассинхронизируется с циклами работы поршня. В результате, автовладельца ждёт ощутимая потеря мощности двигателя, а в худшем случае — все прелести капитального ремонта.
Однако, чрезмерное охлаждение свечи имеет также и негативный эффект. Ведь, горячая свеча хорошо самоочищается от нагара, который образуется в результате сгорания продуктов переработки масла и топливных примесей. Поэтому, перед инженерами стоит задача для каждого типа двигателя найти точку оптимума, где встречаются «лёд и пламень».
Калильное число — это величина, характеризующая время, после которого свеча переходит в состояние калильного зажигания. Чем выше калильное число, тем свеча «холоднее», чем ниже, тем «горячее». По классификации DENSO «температурная» классификация свечей находится в интервале от 9 (горячо) до 31 (холодно). Горячие свечи применяются на маломощных, а холодные — на форсированных двигателях. Свечи стандартных серийных автомобилей имеют калильное число в диапазоне от 16 до 22. Доли рынка по данной метрике распределяются следующим образом:
Рынок свечей зажигания традиционно монополизирован. Большая тройка, NGK-DENSO-BOSCH стабильно удерживает долю более 90%. Среди брендов, которые выходят из «сумеречной зоны» и демонстрируют стабильные показатели продаж, можно выделить ещё порядка двадцати производителей.
- Отчёт формируется в виде таблицы данных
- Таблица содержит популярные артикулы, сгруппированные в строки по кроссам + ОЕ-номера
- Для каждой строки рассчитана минимальная-средняя-максимальная цена по рынку, указаны цены каждого производителя
- Для каждой строки указан автопарк и рассчитан объём потребления запчастей в год
Используя аналитику Aftermarket-DATA©, вы сможете:
- спланировать производство и импорт автокомпонентов
- найти пробелы в ассортименте (GAP-анализ)
- построить эффективное ценообразование на фоне конкурентов
Доли рынка производителей свечей зажигания по штукам и обороту РУБ.
Исходя из парка автомобилей и норм ТО, рынок свечей зажигания в канале b2b можно оценить в сумму 10 млрд. руб. в год. Несмотря на COVID-кризис, и то, что годовые пробеги автомобилей несколько снизились, детали для ТО остаются наиболее устойчивой в потреблении группой автокомпонентов.
В качестве драйверов роста для рынка свечей зажигания можно выделить усиление экологических норм со стороны мировых правительств и смещение доли производства от дизелей в сторону бензиновых двигателей и двигателей на природном газе. Основными ограничениями рынка являются: рост популярности электромобилей, разработка новейших малогабаритных двигателей, и выход на рынок дешевых азиатских брендов. Однако, ожидается, что доля медных свечей в производстве будет снижаться, а доля высокотехнологичных изделий с иридиевыми и платиновыми электродами — расти. Исходя из этого, мы оцениваем, что темпы роста рынка свечей зажигания составят в среднем 4,6% в год, и к 2025 году рынок превысит объём 12 млрд. рублей.
Aftermarket-DATA© – это аналитика рынка для производителей и дистрибьюторов автозапчастей. Статистика вторичного рынка запчастей (aftermarket) России. Разрезы: марки автомобилей, регионы, бренды, товарные группы, OE – номера, аналоги, оптовые и розничные цены. Артикулы с привязкой к автопарку. Графические итоги и сводки. Кросс-брендовая конкуренция, цены, ассортимент поставщиков. Продукт платформы ВИН-КОД.РФ.