Автокомпоненты МАЙ – 20
COVID19
Комментарий:
Дмитрий Болховский, основатель платформы для автосервисов Win-Sto. ru,
аналитическое агентство Aftermarket-DATA©.
Двойка – это убойная комбинация, которую так любят профессионалы MMA. Скачок курса и введение режима самоизоляции обрушились на автобизнес внезапно и беспощадно. Однако, aftermarket не в нокауте и даже продолжает работать.
Падение рынка в апреле на фоне марта в среднем составило 35%. Больше всего пострадали южные регионы, где власти ввели жесткие ограничения по самоизоляции. В Сибири, напротив, стагнация пока не превышает 17%.
02.04.2020 правительство РФ рекомендовало вернуть автозапчасти в список товаров первой необходимости, и разрешить работу магазинов и СТО даже в период нерабочих дней. Многие губернаторы последовали этой рекомендации. Это позволило магазинам и автосервисам в большинстве регионов перейти на легальный режим работы. И сейчас рынок адаптируется к новой реальности. Автосервисы осваивают бесконтактную приёмку автомобилей. А магазины выдают запчасти, протирая антисептиком коробки при клиенте.
Агентство Aftermarket-DATA© сформировало индекс стоимости запчастей в сегменте b2b. Индекс рассчитывается, как средняя цена прайсов 30-и основных дистрибьюторов запчастей. Мы анализируем цены у партнёров ВИН-КОД.РФ | Win-STO.ru из всех регионов РФ. За счёт этого достигается объективность вычисления среднего показателя. Из графика видно, что при скачке курса более чем на 20%, стоимость товаров в рублях выросла всего на 11%. А в валютном эквиваленте даже упала.
Также резко изменилась сумма товарных предложений на рынке. Если за 100% взять среднее количество строк (SKU) всех прайсов поставщиков в феврале 2020 г., в апреле этот показатель составил 79%. Три основные причины провала: остановка поставок со стороны некоторых производителей, прекращение работы ряда складов из-за ограничительных мер, заморозка товарных остатков дистрибьюторами в связи с нестабильностью курса.
Таким образом, на рынке автокомпонентов сейчас нарастают две негативные тенденции: ценовые войны поставщиков и дефицит. Всё это в ближайшем будущем приведет к перераспределению долей как среди дистрибьюторов, так и среди брендов.
В период резкого снижения покупательской способности под ударом в первую очередь находятся премиальные торговые марки. Кризис 2008 года ярко это показал, когда ассортимент практически всех дистрибьюторов качнулся в сторону дешёвых азиатских брендов. Однако здесь, также кроются серьёзные возможности для роста и системных производителей.
Как показывает исследование Aftermarket-DATA©, доля НСТО в реализации запчастей в 2019 году составила 17% с растущим трендом. В условиях кризиса свою наибольшую незащищённость чувствуют автосервисы среднего сегмента (5 – 10 постов). С одной стороны, у них нет таких ресурсов, как у сетей. С другой, станция — это уже не гараж. На собственника давит аренда и ФОТ. В такой ситуации системный производитель может предложить НСТО поддержку в виде расширенной гарантии. Это позволит мастерам-приёмщикам аргументировать в адрес клиента целесообразность покупки более дорогих запчастей. Тем самым не снижать чек и удерживать рентабельность на докризисном уровне.
Однако производителям следует пересмотреть сами механизмы предоставления гарантии. Руководители автосервисов считают, что текущие схемы компенсации рекламаций работают плохо. Собственнику проще «повесить» брак на расходы, чем пройти все круги оформления документов и согласований с дистрибьютором.
Давать какие-либо прогнозы сейчас, — дело неблагодарное. Тем не менее, очевидно, даже когда карантин закончится, поведение потребителей уже не будет прежним. Во всех сферах клиенты поймут, что вместо посещения торговых центров и потери времени на дорогу, проще сделать заказ онлайн и получить посылку курьером. Понимают это и предприниматели, переводя свой бизнес в цифровой формат. Например, крупнейшая в РФ сеть магазинов спортивных товаров «Спортмастер», закрыла все свои физические розничные точки, и полностью перевела торговлю в Интернет.
И изменения эти не ограничатся лишь простым увеличением доли eCommerce, или переводом колл-центра на удалёнку. На мой взгляд, aftermarket ждёт глубинный пересмотр моделей взаимодействия производителей и потребителей. В первую очередь, это будет выражаться в сокращении количества звеньев, которые запчасть проходит между конвейером и установкой на автомобиль. Также, диджитал позволит брендам напрямую общаться с передним краем рынка, магазинами и НСТО. И даже самими автовладельцами.
При этом потребитель хочет иметь выбор и не любит напрягаться. Мастеру СТО неудобно в одном интерфейсе получать бонусы за продажу амортизаторов, оформлять гарантию на подвеску в другом, и в третьем проходить обучение по замене ГРМ. На рынке неизбежно появятся информационные платформы, которые объединят конкурирующих игроков в рамках единой экосистемы. И от этого выиграют все. Автовладельцы получат качественный сервис по оптимальной цене, станции и магазины повысят свои компетенции и прибыль за счёт тесного контакта с брендами, а производители обретут лояльных партнёров.
#онлайн объединяет!
по управлению СТО и магазином запчастей?
Мы поделимся с вами нашим опытом по автоматизации и продвижению в автобизнесе!
Это бесплатно! Просто, заполните эту маленькую форму
У вас есть проблема возврата потерянных клиентов на СТО? Вы знаете, как наладить работу call -центра? Делимся с партнёрами знаниями, технологиями, опытом. Вот пример скрипта «Реактивация потерянного клиента СТО».