ТОП-маркетплейсы
– исследование Ozon, Avito, Яндекс.Маркет, Wildberries
Материал аналитического агентства Aftermarket-DATA ©. aDat © системно исследует рынок запчастей, собирает статистику цен в каналах b2b/b2с/c2c, вычисляет доли брендов, уровни качества, кроссы, и ликвидность SKU. Данные в систему поступают из открытых источников, гипермаркетов, сетей АЗС, от дистрибьютеров, автомагазинов и НСТО. В экосистему aDat © входят такие платформы как ВИН-КОД.РФ и Win-Sto.ru, с годовой аудиторией более 4 млн. UV. При этом, 9.000 пользователей заходят в систему ежедневно (проф-сообщество).
aDat © сотрудничает с крупнейшими игроками Рунета. Полученный материал фильтруется через призму собственной статистики. Таким образом получается релевантный и независимый анализ рынка.
Aftermarket-DATA © — победитель премии
«Мировые автокомпоненты 2021, 2023»
CEO аналитического агентства
Мы продолжаем публиковать материалы, по результатам большого исследования «eCom в сегменте aftermarket». Это вторая статья из серии, и посвящена она изучению универсальных маркетплейсов, таких как Ozon, Avito, Яндекс.Маркет, Wildberries.
прим: в данном материале под термином eCom мы будем понимать именно универсальные маркетплейсы Ozon, Avito, Яндекс.Маркет, Wildberries
Два года тому назад, мы провели опрос среди руководителей магазинов запчастей и СТО и задали им вопрос: «как вы оцениваете ситуацию, что большой eCom пошел в запчасти?» Тогда, подавляющая часть респондентов (55%) оценили новый тренд, как угрозу. Сейчас, в красной зоне ситуация изменилась незначительно. Негативистов до сих пор большинство, и их доля составляет 51%. Зато, позитивистов явно прибавилось – 43% в 2023, против 32% в 2021. Причем, в первую очередь, зелёная зона забрала голоса из нейтрального синего сегмента. Т.о., если вопрос конкуренции со стороны площадок изначально не сильно тревожил классический бизнес, то по мере развития маркетплейсов, руководители начинают видеть в eCom больше преимуществ, чем проблем.
Теперь посмотрим, как соотносятся цены на маркетплейсах с классическим ритейлом. Мы взяли ~ 60.000 SKU самых популярных позиций ассортимента (расходники, подвеска, трансмиссия, электрика и т.д.) и сравнили предложения в автомагазинах с большим eCom. Выяснилось, что в классической рознице цены в среднем дешевле на 14%.
На первый взгляд, такой результат выглядит парадоксально. А как же быть с расхожим мнением, что «в интернете всё дешевле»? И как в данной ситуации маркетплейсам удаётся наращивать долю рынка, из года в год?
Действительно, на маркетплейсах регулярно появляются крайне интересные предложения. Связано это с тем, что дистрибьюторов всё чаше используют маркетплейсы для «распродаж», – это когда поставщику необходимо быстро избавиться от большой партии ходового товара. Во-первых, на eCom платформе проще остаться незамеченным, чтобы не получить грозный окрик от производителя за нарушение РРЦ. А во-вторых, в классической рознице информация распространяется быстро. За резким снижением цен одним из игроков, сразу же идет реакция конкурентов. Рынок после этого восстанавливается долго. А маркетплейсы – структуры более закрытые, с чёткими корпоративными правилами. Информация от них вовне утекает гораздо реже. И с высокой долей вероятности, «распродажа» для дистрибьютора пройдёт безопасно.
При этом, если провести сравнение цен на широком ассортименте, оффлайн явно выигрывает. В офлайне давно устоявшийся рынок с жёсткой конкуренцией, сложившимся кругом поставщиков, и понятной экономикой. А eCom только набирает обороты. На маркетплейсах до сих пор достаточно «авось-предложений» с высокими ценами, рассчитанных на большой траффик. То есть, в eCom пока ещё хватает места и посредникам, и дистрибьюторам.
Однако, благодаря стратегическому подходу, маркетплейсы постепенно наводят у себя порядок, gодключают прямых поставщиков, начинают контролировать цены. Добавим к этому высокую лояльность клиентов, которая является следствием высокой частотности покупок в универсальном eCom, разумную политики возвратов, и скидочные программы. И тогда, становится понятно, почему доля маркетплейсов непрерывно растёт. Даже, пока ещё при несколько более высоком уровне цен.
Теперь, посмотрим сравнение цен eCom и розницы в разрезе популярных брендов.
brand | mp_price | retail_price | % diff |
555 | 1489 | 1266 | -15 % |
AMD | 1711 | 1392 | -19 % |
ASVA | 3636 | 2993 | -18 % |
ATE | 6034 | 4960 | -18 % |
BIG-FILTER | 728 | 586 | -19 % |
BLUE-PRINT | 2417 | 1922 | -20 % |
BOSCH | 3235 | 2861 | -12 % |
BREMBO | 5575 | 5059 | -9 % |
CONTITECH | 2993 | 2456 | -18 % |
CTR | 2040 | 1710 | -16 % |
DAYCO | 2186 | 1758 | -20 % |
DELPHI | 2967 | 2465 | -17 % |
DENSO | 6335 | 5279 | -17 % |
DEPO | 8390 | 6734 | -20 % |
DOLZ | 3863 | 3214 | -17 % |
FEBEST | 3340 | 2694 | -19 % |
FEBI-BILSTEIN | 3794 | 3048 | -20 % |
FENOX | 2657 | 2206 | -17 % |
FILTRON | 959 | 804 | -16 % |
FINWHALE | 2171 | 1722 | -21 % |
FRAM | 1248 | 965 | -23 % |
GATES | 3547 | 2975 | -16 % |
GMB | 2430 | 1958 | -19 % |
GOODWILL | 950 | 745 | -22 % |
GREEN-FILTER | 760 | 568 | -25 % |
JEENICE | 1390 | 1209 | -13 % |
JIKIU | 2643 | 2190 | -17 % |
JP-GROUP | 2427 | 2062 | -15 % |
JS-ASAKASHI | 1564 | 1204 | -23 % |
JUST DRIVE (JD) | 1506 | 1270 | -16 % |
KASHIYAMA | 2161 | 1961 | -9 % |
KNECHT-MAHLE | 2293 | 1931 | -16 % |
KORTEX | 2588 | 2132 | -18 % |
KRAUF | 12289 | 12000 | -2 % |
KYB | 5356 | 5417 | 1 % |
LEMFORDER | 4446 | 3870 | -13 % |
LPR-AP | 2156 | 2142 | -1 % |
LUK-INA-FAG | 13649 | 14028 | 3 % |
LUZAR | 8698 | 7925 | -9 % |
LYNX | 2621 | 2153 | -18 % |
MANDO | 3637 | 3055 | -16 % |
MANN-FILTER | 1835 | 1574 | -14 % |
MARSHALL | 2671 | 2263 | -15 % |
MASUMA | 1987 | 1696 | -15 % |
METACO | 2067 | 1718 | -17 % |
MEYLE | 4154 | 3420 | -18 % |
MILES | 2231 | 1836 | -18 % |
MONROE | 6280 | 5511 | -12 % |
MOOG | 3339 | 3114 | -7 % |
NARICHIN | 2030 | 1732 | -15 % |
NGK-NTK | 1775 | 1527 | -14 % |
NIBK | 4910 | 4046 | -18 % |
NIPPARTS | 2374 | 2108 | -11 % |
NISSHINBO | 4453 | 3572 | -20 % |
NK | 2989 | 2564 | -14 % |
NTN-SNR | 5683 | 4650 | -18 % |
OPTIMAL | 4970 | 4158 | -16 % |
PARTRA | 1196 | 917 | -23 % |
PARTS-MALL | 1819 | 1486 | -18 % |
PATRON | 2863 | 2457 | -14 % |
PILENGA | 1624 | 1317 | -19 % |
REMSA | 3600 | 2978 | -17 % |
SACHS | 8967 | 8202 | -9 % |
SAKURA | 1333 | 1088 | -18 % |
SANGSIN-BRAKE | 2205 | 1811 | -18 % |
SAT | 4124 | 3912 | -5 % |
SIDEM | 2515 | 2031 | -19 % |
SKF | 7001 | 5859 | -16 % |
STELLOX | 2905 | 2343 | -19 % |
SWAG | 4660 | 3933 | -16 % |
TEXTAR | 4807 | 3981 | -17 % |
TORR | 3843 | 3046 | -21 % |
TRIALLI | 2936 | 2378 | -19 % |
TRW-LUCAS | 4278 | 3714 | -13 % |
VALEO | 7445 | 7496 | 1 % |
ZEKKERT | 2407 | 2025 | -16 % |
Предлагаем вашему вниманию продукт Aftermarket-DATA© «Автопарк РФ: оригинальные запчасти и аналоги». В отчёте представлены все ликвидные автокомпоненты с кроссами на OE-номера и аналоги, цены лидеров рынка, сделана привязка к автомобилям с параметрами (модификация, год, двигатель), подсчитано общее количество запчастей, необходимых для удовлетворения 100% потребности рынка.
Используя аналитику Aftermarket-DATA©, вы сможете:
- спланировать производство и импорт автокомпонентов
- найти пробелы в ассортименте (GAP-анализ)
- проанализировать тренды в ассортименте, комплектации, упаковке
- структурировать товарный каталог (группы, названия)
- построить эффективное ценообразование на фоне конкурентов
Так же, приведём сравнение по укрупнённым товарным группам.
товарная группа | mp_price | retail_price | % diff |
амортизатор | 4590 | 4070 | -11 % |
амортизатор багажника-капота | 1208 | 908 | -25 % |
вентиляторы-моторы | 9167 | 7975 | -13 % |
двигатель | 12795 | 11578 | -10 % |
диск-барабан-тормозной | 4433 | 3745 | -16 % |
зеркала | 7485 | 6514 | -13 % |
кардан | 4415 | 4117 | -7 % |
колодки тормозные | 2918 | 2459 | -16 % |
кондиционер | 33028 | 29318 | -11 % |
лампочки | 1379 | 1145 | -17 % |
насосы-помпы | 5035 | 4158 | -17 % |
оптика | 8070 | 6540 | -19 % |
пневмоподвеска | 17271 | 17688 | 2 % |
подвеска | 2171 | 1813 | -17 % |
подушка двигателя, кпп | 3516 | 2991 | -15 % |
провода зажигания | 3127 | 2582 | -17 % |
прокладки-сальники | 964 | 787 | -18 % |
пружины подвески | 3790 | 3093 | -18 % |
радиаторы | 8876 | 7724 | -13 % |
рейка рулевая и гур | 13618 | 13639 | 0 % |
ремни-ролики | 2223 | 1886 | -15 % |
свечи зажигания-накала | 1124 | 921 | -18 % |
стартер-генератор | 12553 | 13226 | 5 % |
ступица-подшипник | 4822 | 4047 | -16 % |
суппорт тормозной | 4170 | 3661 | -12 % |
сцепление | 11023 | 10959 | -1 % |
термостат | 2029 | 1606 | -21 % |
тормозной цилиндр | 1878 | 1630 | -13 % |
тормозной шланг | 1076 | 844 | -22 % |
тросики | 1713 | 1424 | -17 % |
турбокомпрессор | 21777 | 22069 | 1 % |
фильтры | 1114 | 884 | -21 % |
форсунка топливная | 24953 | 23322 | -7 % |
шланги-патрубки | 2482 | 2094 | -16 % |
шрус-привод-пыльник-крестовина | 4265 | 3596 | -16 % |
щетки стеклоочистителя | 1207 | 959 | -21 % |
электрика-датчики | 4528 | 3998 | -12 % |
Теперь, рассмотрим конкуренцию между самими маркетплейсами (Ozon, Avito, Яндекс.Маркет, Wildberries). Сначала, сделаем срез по брендам. Для этого, введем индикатор – индекс конкуренции (Comp_idx). Посчитаем кол-во площадок, на которых представлен каждый конкретный партномер в списке мониторинга. В каждой строке max значение будет 4 – позиция представлена на всех четырёх площадках, и min – 1. Просуммируем эти значения, и разделим на кол-во SKU внутри каждого бренда.
Comp_idx. Для каждой SKU (или товарной группы) считаем кол-во eCom-площадок, на которых представлен данный партномер. Сгруппируем по брендам, просуммируем эти значения, и разделим на кол-во строк внутри бренда.
brand | индекс конкуренции |
555 | 1,5 |
AMD | 1,3 |
ASVA | 1,4 |
ATE | 1,4 |
BIG-FILTER | 1,5 |
BLUE-PRINT | 1,3 |
BOSCH | 1,5 |
BREMBO | 1,5 |
CONTITECH | 1,7 |
CTR | 1,4 |
DAYCO | 1,6 |
DELPHI | 1,7 |
DENSO | 1,5 |
DEPO | 1,1 |
DOLZ | 1,5 |
FEBEST | 1,5 |
FEBI-BILSTEIN | 1,1 |
FENOX | 1,6 |
FILTRON | 2,1 |
FINWHALE | 1,3 |
FRAM | 1,3 |
GATES | 1,6 |
GMB | 1,4 |
GOODWILL | 1,7 |
GREEN-FILTER | 1,2 |
JEENICE | 1,2 |
JIKIU | 1,2 |
JP-GROUP | 1,3 |
JS-ASAKASHI | 1,1 |
JUST DRIVE (JD) | 1 |
KASHIYAMA | 1,4 |
KNECHT-MAHLE | 1,7 |
KORTEX | 1,3 |
KRAUF | 1,1 |
KYB | 1,5 |
LEMFORDER | 1,3 |
LPR-AP | 1,4 |
LUK-INA-FAG | 1,3 |
LUZAR | 1,4 |
LYNX | 1,4 |
MANDO | 1,4 |
MANN-FILTER | 1,7 |
MARSHALL | 1,3 |
MASUMA | 1,2 |
METACO | 1 |
MEYLE | 1,4 |
MILES | 1,3 |
MONROE | 1,3 |
MOOG | 1,3 |
NARICHIN | 1 |
NGK-NTK | 1,2 |
NIBK | 1,8 |
NIPPARTS | 1,4 |
NISSHINBO | 1,2 |
NK | 1,4 |
NTN-SNR | 1,6 |
OPTIMAL | 1,3 |
PARTRA | 1,1 |
PARTS-MALL | 1,6 |
PATRON | 1,3 |
PILENGA | 1,6 |
REMSA | 1,3 |
SACHS | 1,4 |
SAKURA | 1,6 |
SANGSIN-BRAKE | 1,4 |
SAT | 1,3 |
SIDEM | 1,1 |
SKF | 1,6 |
STELLOX | 1,2 |
SWAG | 1,2 |
TEXTAR | 1,3 |
TORR | 1,2 |
TRIALLI | 1,3 |
TRW-LUCAS | 1,7 |
VALEO | 1,3 |
ZEKKERT | 1,2 |
Аналогично, построим Comp_idx по товарным группам. Самая высокая конкуренция в eCom по фильтрам и свечам зажигания.
товарная группа | индекс конкуренции |
АКБ | 2,2 |
амортизатор | 1,4 |
амортизатор багажника-капота | 1,2 |
глушитель | 1,3 |
диск-барабан-тормозной | 1,3 |
зеркала | 1,2 |
колодки тормозные | 1,4 |
лампочки | 1,2 |
насосы-помпы | 1,3 |
оптика | 1,1 |
подвеска | 1,4 |
подушка двигателя, кпп | 1,3 |
провода зажигания | 1,3 |
прокладки-сальники | 1,3 |
пружины подвески | 1,2 |
радиаторы | 1,2 |
ремни-ролики | 1,4 |
свечи зажигания-накала | 1,6 |
стартер-генератор | 1,2 |
ступица-подшипник | 1,4 |
суппорт тормозной | 1,2 |
сцепление | 1,3 |
термостат | 1,4 |
тормозной цилиндр | 1,4 |
тормозной шланг | 1,2 |
тросики | 1,3 |
фильтры | 2,3 |
шланги-патрубки | 1,4 |
шрус-привод-пыльник-крестовина | 1,4 |
щетки стеклоочистителя | 1,2 |
электрика-датчики | 1,2 |
Из приведённых данных можно сделать вывод, что универсальный eCom в запчастях пока ещё только набирает обороты. При этом, основные товарные группы fast move на маркетпейсах уже представлены довольно плотно. Но на широком ассортименте классическая розница пока всё же выигрывает. Как по ценам, так и по удобству покупки запчастей.
Почему важно изучать маркетплейсы? Во-первых, – это длинный тренд. Онлайн гиганты смогли изменить рынок в таких товарных категориях как электроника, одежда, продукты питания. Изменят и рынок автокомпонентов.
А во-вторых, маркетплейсы – мощнейший канал продвижения для производителей. Даже если клиенты используют eCom просто для сравнения цен, всё равно, эта информация существенно влияет на выбор автовладельца в конечный точке продаж.
Поэтому, внимательно следим за ситуацией! А чтобы процесс анализа был максимально эффективным, Aftermarket-DATA © представила новый онлайн-монитор брендов. Сейчас в системе непрерывно обновляются данные по 1.900 брендам и 1,5 млн SKU. Для производителей в тестовом режиме, доступ к онлайн-монитору предоставляет бесплатно.
Aftermarket-DATA© – это аналитика рынка для производителей и дистрибьюторов автозапчастей. Статистика вторичного рынка запчастей (aftermarket) России. Разрезы: марки автомобилей, регионы, бренды, товарные группы, OE – номера, аналоги, оптовые и розничные цены. Артикулы с привязкой к автопарку. Графические итоги и сводки. Кросс-брендовая конкуренция, цены, ассортимент поставщиков. Продукт платформы ВИН-КОД.РФ.